Как уведомить налоговую об открытии счета
Автор статьи: Семенов А.В.
Многие россияне до сих пор не могут определиться с тем, есть ли необходимость уведомлять налоговые органы об открытии нового счета в банке. Между тем ответ достаточно прост: с 1 мая 2014 года уведомление налоговой об открытии расчетного счета не является обязательным. Также нет необходимости посылать уведомления в различные страховые и пенсионные фонды — все это делается автоматически. С одной стороны, такая автоматизация сокращает количество оборота бумаги, а с другой — приводит к определенным рискам. Специалисты утверждают, что лучше направить уведомление самостоятельно, а не доверять чиновникам и банку.
Содержание
Куда отправляется запрос
До принятия закона запрос должен был быть направлен предпринимателем в налоговые органы в течение семи календарных дней с дня открытия счета. В случае опоздания лицу грозил админштраф размером от 5 тысяч рублей.
Изначально необходимо было уведомлять исключительно налоговую службу, но потом закон расширили и в него попали страховые компании. Поэтому уведомление на данный момент отправляется в:
- ФНС.
- Фонд обязательного медицинского страхования.
- Фонд социального страхования.
- Пенсионный фонд Российской Федерации.
Зачем вообще необходим расчетный счет
Расчетный счет обычно используется лицами, ведущими хозяйственную деятельность. Его могут оформить:
- Физлица, не ведущие предпринимательскую деятельность. Например, безработный или инвалид может открыть р/с и получать на него всяческие пособия и выплаты.
- Физлица, имеющие лицензию индивидуальных предпринимателей.
- Различные организации, носящие статус юридических лиц.
Обратите внимание: классический расчетный счет позволяет субъекту проводить безналичные расчеты и отображает его финансовое состояние. Его открытие — это необязательная процедура, но она расширяет возможности физического и юридического лица.
Действительно, вы можете оформить расчетный счет в любое время. Теперь вас фактически не волнуют сроки уведомления налоговой — банк самостоятельно передаст информацию о счете в ФНС. Неважно, открываете ли вы его при регистрации компании или в процессе работы — никаких регулирующих норм по этому поводу не имеется.
Отправка банком информации об открытии р/с свела на нет целую ветвь имеющейся коррупции и поборов. Раньше за оформление уведомления с субъекта брали достаточно приличные суммы различные консалтинговые компании и “бегунки”. Кроме оплаты услуг посредника нужно было еще оформить доверенность у нотариуса, что также увеличивало расходы. Теперь данная “кормушка” полностью ликвидирована.
Правильное оформление уведомления
Для того чтобы подать уведомление, необходимо заполнить бланк. Его можно скачать на сайте ФНС РФ. Там же есть и инструкция к его правильному заполнению. Поскольку это бланк строгой отчетности, то к нему выдвигаются специальные требования:
- Бланк необходимо заполнять только синими чернилами.
- Допускается вписывание информации в бланк при помощи принтера, но в таком случае никаких надписей ручкой быть не должно.
- Буквы прописываются только в печатном виде.
- Документ заполняется в двух экземплярах. Первый остается у владельца счета, второй отправляется в налоговую службу.
- Никаких помарок или исправлений на бланке не должно быть.
Требования, как видите, выдвигались достаточно высокие. При этом заверять бланк у нотариуса не требовалось, так же как и оплачивать пошлину. Он просто подавался в соответствующее ведомство на общих основаниях.
Виды подачи уведомлений
Как уведомить налоговую об открытии счета? Заполнить уведомление и передать его в отделение ФНС можно было несколькими способами.
- Онлайн. Заявку можно было заполнить на официальном сайте ФНС и отправить ее через свой личный кабинет. В случае возникновения каких-либо вопросов можно было обратиться за помощью к консультанту.
- Почтой. Бланк отправлялся ценным письмом с соответствующей описью. Поскольку почта России работает не очень хорошо, то дата подачи заявки учитывалась не при получении, а при постановке штампа о принятии письма почтовым отделением.
- Лично. Для этого необходимо было заполнить бланк и прийти в обслуживающее отделение налоговой службы.
- Через доверенное лицо. Для этого оформлялась доверенность на человека через нотариуса.
Примечательно, что если вы решили зарегистрировать в одном банке три расчетных счета (или в разных банках), то необходимо подавать три разных заявки об открытии. В случае нарушения сроков подачи счет не блокируется. Р/С мог быть закрыт только в том случае, если предприниматель злостно уклонялся от подачи налоговых деклараций или регулярно нарушал сроки их сдачи.
Штрафы также накладывались именно на счет. То есть если у вас было 3 счета и вы их не указали, то нужно было бы заплатить 3*5000=15 000. Подобные уведомления также должны были быть направлены в ФОМС, ПФ и ФСС.
Общая информация
Несмотря на то что с 2014 года подобное уведомление автоматически передается в налоговые и страховые органы банком, встречаются случаи, когда его необходимо заполнять и отсылать самому. Затребовать данное уведомление у предпринимателя могут сотрудники МВД, ФНС и даже банков. Дело в том, что система работает достаточно нестабильно из-за бюрократии. Чиновники пытаются всячески наладить ее, но борьба проходит с переменным успехом. Поэтому обязательно поинтересуйтесь у представителя банка, кого надо уведомить при открытии расчетного счета. Они знают особенности работы местных органов контроля и обязательно посоветуют вам, как правильно поступить.