Российские площадки краудфандинга — что это
Автор статьи: Семенов А.В.
Обилие новых слов в русском языке, которые, чаще всего, имеют англоязычное происхождение, иногда заводит в тупик. Задайте человеку, не связанному с интернетом, вопрос: «Краудфандинг что это?». Многих такой вопрос поставит в тупик. Краудфандинг происходит от сочетания двух английских слов – crowd (толпа, сборище, народ) и funding (финансирование, привлечение капитала). Сегодня это словосочетание обычно переводят как народное финансирование.
Если у вас есть общественно значимый проект или идея, но не хватает денег для ее реализации, то вы можете обратиться к неравнодушным людям и собрать деньги.
Так было во все времена – Храм Христа Спасителя был построен на народные деньги, поэт и художник Т.Г.Шевченко был выкуплен российской интеллигенцией из крепостничества (правда, главного жертвователя царя Николая I и царицу, пожертвовавших 800 рублей, он отблагодарил пасквилем). Сегодня это называется краудфандинг. Что такое краудфандинг, в чем его отличие от аналогов с тысячелетней историей? Все изменил интернет. В интернете существуют специальные краудфандинговые площадки. Это развитая, особенно в США, схема. Краудфандинг в России за последние десять лет также получил достаточное развитие. Российские площадки краудфандинга — это специализированные сайты, которые позволяют в онлайн-режиме следить за сбором средств, общаться с авторами проектов и видеть конечный результат. Такие интернет-площадки берут на себя решение многих юридических и финансовых проблем. Услуги могут быть бесплатными (благотворительность) или определяться определенным процентом от собранной суммы. Этот сектор интернета в России еще в стадии становления и многие возникающие площадки быстро умирают. Чаще всего через краудфандинг в России финансируют творческие арт-проекты (до 50%), социальные (20-25%), благотворительность (15-20%) и бизнес-проекты (10-15%). Существуют также (чаще всего за рубежом) и научные проекты. Недостаточная развитость этого вида деятельности у нас приводит к тому, что многие авторы неординарных идей обращаются на зарубежные площадки. Заинтересованность инвесторов в проектах часто стимулируется возможностью получить музыкальный диск/клип, книгу или изделия первыми до их официальных продаж.
Рассмотрим некоторые краудфандинг сайты в России
Наиболее известным является сайт Планета.ру. По данным кураторов сайта, ими уже собрано более 500 млн. руб. и более 2000 идей оказались успешными. Сайт многопрофильный. На нем можно встретить проекты из любых областей. Комиссия дифференцирована и зависит от доли собранных средств.
Сайт Kroogi.com существует с 2007 года и специализируется на финансировании музыкальных проектов. В настоящее время сайт берет комиссию (15%) от проектов.
По методу краудфандинга работают многие благотворительные фонды, например, помоги.org, предание.ру, электронный благотворительный ящик и другие.
Площадка с миру по нитке финансирует различные проекты как творческие, так и социальные или технические.
Boomstarter.ru собирает средства для различных проектов – от строительства мини-заводов, до организации фестивалей и семинаров.
Что нужно иметь в виду, если вы решили профинансировать свой проект, используя краудфандинг?
Главное, что вы должны сделать — это заинтересовать аудиторию.
Лучше всего, раскрутить идею через интернет заранее. Сделать это можно через социальные сети, средства массовой информации, ТВ. Аудио и видеоматериалы — это лучший путь к сердцу и кошельку инвесторов. Презентация проекта это 80% успеха. Трезвая и реалистичная оценка цены вопроса тоже важная составляющая. Чаще всего, если заявленная сумма не собрана в течение определенного срока, то средства возвращаются сайтом жертвователям (инвесторам, бекерам). По другой схеме вся полученная сумма переводится авторам проекта, а ответственность перед инвесторами несут авторы проекта. Есть и другие схемы. Рекомендуется предусмотреть подарки и призы для жертвователей. Это могут быть, например, сигнальные экземпляры книги или альбома, изделия из опытной партии. Иногда авторы указывают, что вся собранная сумма остается у создателей проекта, но они не несут ответственности перед жертвователями. Реже всего авторы проектов предлагают в качестве вознаграждения долю в создаваемом бизнесе или раздел продукции. Есть еще ряд условий, которые можно узнать на соответствующих сайтах.
В США уже собраны миллиарды долларов для финансирования стартапов и для карудфандинга создан специальный налоговый режим. Если у вас есть хорошая идея, нацеленная на конкретный результат, но нет денег, попробуйте народное финансирование. Это может быть выходом из финансового тупика.