Что характеризует коэффициент оборачиваемости оборотных средств: формула
Автор статьи: Семенов А.В.
Рациональное и грамотное применение ресурсов и средств компании гарантирует ее успех на рынке. Немаловажная роль достается анализу оборотных средств, в которых кроются проблематичные участки развития. Кроме того, достоверная оценка позволяет проанализировать общую политику предприятия, выявить основные ошибки и приступить к обнаружению резервов повышения эффективности.
Содержание
О показателе
Обязательному расчету подлежат показатели прибыли, рентабельности, ликвидности. Важная роль отводится такому показателю, как коэффициент оборачиваемости оборотных средств. О его целесообразности и необходимости регулярного расчета речь идет на каждом предприятии, об этом свидетельствует и факт рекомендации к его использованию со стороны Министерства Финансов России.
Обратите внимание: показатель по-другому называется скоростью оборота товаров и характеризует размер объема выручки, полученной от реализации, на значение средней стоимости средств. Демонстрирует то, насколько выгодно и эффективно используются оборотные средства, что позволяет оценить картину экономической эффективности в целом.
На практике применяется значение периода одного оборота. Поскольку оба они важны, их значения играют важную роль в деятельности любого предприятия.
От чего зависит:
- Отрасль фирмы. Для промышленности предусматриваются одни значения, для строительства – другие, для компьютерной сферы – третьи, а для торговли – четвертые. Учитывается не общий показатель направленности, а частные его значения (например, сезонность товаров).
- Экономическая политика, применяемая руководством. Квалификация и уровень подготовленности специалистов. Эффективность принятия коммерческих и управленческих решений.
Для каждого из видов предприятия определяется оптимальное значение параметра.
Расчеты
Формулы для проведения расчетов
Для расчета нет необходимости использования трудных громоздких формул. В принципе, есть один способ расчета, который можно расшифровать так: значение показателя равно выручке от продаж, разделенной на средний размер остатков за отчетный период. По-другому эти остатки называются товарными запасами.
Формула коэффициента оборачиваемости оборотных средств следующая:
В числителе отображается объем реализованной за определенный период продукции, а в знаменателе – среднее значение остатка средств за это же время. Параметр демонстрирует, сколько оборотов произошло у средств за определенный промежуток – квартал, полгода, год.
Показатель характеризует, за какое время предприятие может возвращать свои средства в качестве выручки. Параметр Т представляет число дней (для года – 360, для месяца – 30).
Пример расчета
Как мы выяснили, коэффициент оборачиваемости оборотных средств характеризует эффективность их применения. Рассмотрим порядок расчета и степень значимости его на любом предприятии.
Предположим, что за отчетный период, равный году, продукция была реализована в количественном объеме, равном 20 млн. рублей. В среднем за год остаток товарных запасов составил 4 млн. рублей.
Таким образом, показатели оборачиваемости оборотных средств следующие: они успевают совершить 5 оборотов, каждые 72 дня. Для некоторых типов предприятий данный параметр является оптимальным, однако для сферы продаж на малых предприятиях коэффициент оборачиваемости должен принимать большее значение.
Поиск данных для расчетов
Возникает вопрос о том, где найти показатели, которые нужны для расчета данных по формуле. В первую очередь, в качестве основных источников показателей выступают данные бухгалтерской отчетности фирмы. Потребуется важнейший документ деятельности – бухгалтерский баланс, его приложение в качестве отчета о прибылях и убытках. Берутся данные за исследуемый период.
Объем количественно проданных продуктов – это сумма, отображенная по строке 10 в Отчете – именно этот документ содержит данные о нетто выручке.
Для расчета средней стоимости оборотных средств используется деление суммы стоимости пополам, то есть берется показатель товарных запасов на начало года (он равен сумме ТЗ на конец предыдущего), а также на конец периода.
Их сумма делится пополам. Встает вопрос о поиске данных для расчета, и в качестве достоверного источника данных выступает бухгалтерский баланс, код строки – 290.
Факторы, влияющие на показатель
Для каждого предприятия, исходя из основной отрасли его деятельности, имеет место свой показатель. Нет конкретного значения, которое считалось универсальным и оптимальным для всех. В качестве настоящих чемпионов по значению параметра выступают предприятия оптовой и розничной торговли ввиду специфики деятельности. А вот компании, занятые в сфере культуры и науки, имеют несколько иные показатели, что вполне закономерно. Своевременно проведенный анализ оборачиваемости оборотных средств позволит достичь оптимальных результатов в этой области.
На значения влияет:
- применяемое сырье;
- темпы и объемы;
- уровень квалификации;
- вид деятельности.
- проведение анализа показателя.
Обратите внимание: одно только значение коэффициента оборачиваемости говорит о многом. Если параметр превышает единицу, предприятие в полной мере считается рентабельным. Если значение более 1,36, это говорит о повышенной рентабельности, следовательно, его политика работает максимально качественно и рационально.
Несмотря на это, важность уделяется измерению данного показателя не в отдельности, а в динамике, чтобы была возможность сравнить значения. Для наглядности бухгалтеры и прочие сотрудники используют наглядные таблицы, позволяющие проводить аналитические операции с данными и принимать решения по стабилизации ситуации. Положительная динамика говорит о хорошем развитии компании.
Факторы, обеспечивающие прогресс:
- рост прибыли компании;
- рост объема реализации;
- улучшение эффективности применения ресурсов;
- увеличение уровня работы в целом;
- снижение уровня оборотных фондов;
- внедрение инновационных технологий;
- прочие решения.
Что касается сниженных значений показателя, то они свидетельствуют об ухудшении основных факторов, в качестве причин могут выступать следующие явления и процессы:
- ошибки в разработке общих стратегий;
- снижение спроса (не сезон, утрата актуальности продукции и товаров);
- увеличение задолженностей перед кредиторами;
- переход на другой масштаб деятельности.
Мероприятия для повышения показателя:
- повышение темпа роста продаж, по сравнению с темпами роста оборотных активов;
- снижение показателей материальной емкости процессов в производстве;
- улучшение конкурентных преимуществ продукции;
- снижение длительности проводимых процессов производства;
- обновление действий в области снабжения материалами.
Поиск путей повышения показателя
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает то, насколько эффективным является производство или сфера продаж, поэтому его ухудшение сопровождается снижением остальных процессов и деятельности фирмы в целом. При обнаружении тревожных тенденций в развитии внимание уделяется смене направления политики. Нередко в качестве причины снижения показателей выступает факт чрезмерного накопления материальных ценностей. Выход из ситуации – сокращение их объемов. Внимание уделяется внедрению прогрессивных техник и процессов для того, чтобы довести продукцию к конечным потребителям, ускорить документооборот и сделать платежную систему совершенной.
Заключение
Самое слабое звено деятельности фирмы может быть подводным камнем и скрываться где угодно. Если тенденция показывает постоянное уменьшение значения показателя из года в год, это может свидетельствовать о том, что необходимо в срочном порядке пересматривать ситуацию и принимать меры по ее решению. Возможно, требуется коренным образом изменить управленческую и экономическую политику. Если тенденция положительная, есть смысл говорить о правильно выбранной стратегии, и направлять усилия на ее поддержание и совершенствование.
Таким образом, каждое предприятие нуждается в своевременном расчете основных экономических показателей, в частности – коэффициента оборачиваемости и продолжительности периода одного оборота. Эти данные характеризуют финансовую стабильность и общую состоятельность фирмы, а также говорят о необходимости внедрения новых технологий или процессов. Основная цель деятельности компании – совершенствование значений показателей с целью улучшения их динамики.