Присоединяйтесь к нашим
сообществам в социальных сетях

Как рассчитывается маржинальный доход

Автор статьи: Семенов А.В.

Многие начинающие бизнесмены часто путаются с ключевыми понятиями и терминами, принятыми в бухгалтерском деле, что приводит к невозможности правильного расчета показателей и планированию событий. В этой статье мы детально разберем, как рассчитывается маржинальный доход, что обозначает данный термин и на что он влияет.

Введение

Маржинальный доход является одним из показателей, связанных с расчетом себестоимости производимой продукции или услуг, а также с объемами возможного производства. У него существует два значения:

  1. Так называемый предельный доход.
  2. Источник прибыли, покрывающий имеющиеся постоянные расходы.
Что представляет собой классический маржинальный доход

Итак, под понятие маржинальной прибыли попадает разница между доходом, полученным при реализации товаров/услуг компании и его переменными расходами. То есть, грубо говоря, это выручка, которую компания получила от продаж, в которую не входит налог на добавленную стоимость. Под термин переменные расходы попадают те издержки, которые необходимы для производства услуг и товаров:

  1. Сырье или полуфабрикаты.
  2. Заработная плата работникам (без учета менеджмента и руководства).
  3. На складирование и логистику.
  4. На электричество и топливо.

Главное отличие переменных расходов от постоянных в том, что они могут меняться в зависимости от объемов выпуска продукции, тогда как постоянные фактически одинаковы (аренда, платежи по кредитам, налоги, ЗП начальству и пр). При этом обычно действует следующая норма: чем крупнее объем производства, тем ниже себестоимость и расходная часть, тем крупнее маржинальная прибыль. Подобная норма называется эффектом масштаба — чем крупнее масштаб, тем проще организовать дело и получить большую прибыль.

Итак, что такое маржинальный доход простыми словами? Это разница, которая образуется при отнимании из выручки суммы переменных расходов. Соответственно, МД измеряется в точных цифрах, т. е. является количественным.

Правила расчета МД

Существует два основных способа рассчитать данный показатель:

  1. Из полученной за проданный товар/услуги выручки вычитается прямые расходы с сопутствующими переменными.
  2. К постоянным расходам добавляется прибыль предприятия.
Маржа позволяет рассчитать, насколько выгодно производить тот или иной вид товаров

Узнав размер МД, можно понять, является ли компания рентабельной, может ли она оплачивать имеющиеся расходы как постоянные, так и переменные. Для этого следует рассчитать коэффициент маржинального дохода и соотнести его с имеющейся выручкой. В случае если этот коэффициент стремится к нулю, то предприятие работает в ноль или даже в убыток, не покрывая своих расходов. Если коэффициент растет, то компания приносит прибыль и развивается.

Внимание: если размер МД равен постоянному расходу, то прибыль, полученная от продажи товаров, сможет перекрыть оба вида расходов. Считается, что подобное предприятие работает в точке безубыточности.

В случае если размер постоянных расходов ниже МП, то компания получает прибыль и способна к развитию.

Как рассчитать

Для подсчета маржинального дохода формулу можно использовать следующую: TRm=TR—TVC. В ней TRm обозначает полученную маржинальную прибыль, TR — доход компании, а TVC — сумму всех переменных расходов. Посчитать ее несложно, если у вас есть доступ к бухгалтерским документам и бумагам — эти данные в обязательном порядке указываются в отчетности. МД необходимо подсчитывать и в том случае, если компания выпускает широкий ассортимент товаров — с его помощью можно подсчитать, какой из них наиболее выгоден, что именно приносит большую прибыль, а что — меньшую. Но при этом следует помнить о правиле Паретто 80:20 — нельзя уменьшать ассортимент, выбирая только прибыльную продукцию, иначе общий уровень продаж быстро упадет.

После того, как коэффициент определен, следует проанализировать имеющиеся данные. Для этого обычно проводится анализ общей деятельности компании и анализ по определенным направлениям. МД оказывает влияние на прибыль компании, поэтому ее следует обязательно учитывать, изучать и анализировать.

Для чего это нужно

Итак, вы уже знаете, что маржинальный доход — это разница между доходом, полученным при реализации товаров/услуг компании и его переменными расходами. Чтобы его просчитать, можно использовать простую формулу, которую мы привели немного выше. Знание коэффициента маржинальной прибыли позволяет определить следующие нюансы:

  1. Есть ли смысл производить товар и заниматься его реализацией, или же лучше переключиться на что-то новое.
  2. Есть ли смысл увеличивать объем производства, или же проще остаться на имеющемся уровне.
  3. Есть ли возможность снижения непостоянных расходов за счет удешевления закупки сырья, экономии на заработной плате или логистике.

Зная эти пункты, вы сможете определиться, насколько эффективно работает ваше предприятие и есть ли смысл в изменении ассортимента продукции. Надеемся, наша статья будет вам полезна.

Оставить отзыв

Adblock
detector