Экономическая рентабельность: формула
Автор статьи: Семенов А.В.
Часто начинающие предприниматели задумываются о том, насколько эффективен их бизнес и есть ли способы увеличения прибыли. Это вполне нормальактиные вопросы, задавать которые нужно на любом этапе становления компании. Чем чаще вы анализируете свою рентабельность, тем быстрее сможете реагировать на изменения или просадки, выстраивая свою работу наиболее эффективно. В этой статье мы рассмотрим, что такое экономическая рентабельность, как она рассчитывается и для чего, вообще, нужен этот коэффициент.
Введение
Для начала разберем, что именно называют словом рентабельность. Это относительный показатель эффективности работы компании. Относительные показатели выражаются в процентах, то есть их можно корректно сравнивать друг с другом, в отличие от абсолютных. Если расширить понятие, то можно назвать рентабельность эффективностью использования трудовых, денежных и материальных ресурсов. Понять, насколько вы эффективны, можно достаточно просто, для этого нужно посчитать прибыль за определенный период и вычесть из него сумму расходов, затраченных за этот же период на деятельность компании.
Внимание: рентабельность хоть и является относительным показателем, но может считаться не только в процентах или соотношении, но и в рублях.
Существует несколько вариантов подсчета доходности компании, поэтому нужно не путать их при анализе. В целом же экономическая рентабельность активов показывает, насколько плодотворно работает предприятие, используя имеющиеся у него ресурсы. В случае если проводится финансовый или сравнительный анализ действия компании, то рентабельность является одним из ключевых показателей, который берется во внимание. Существуют общие показатели доходности для предприятий одной направленности, благодаря чему можно понять, насколько правильно вы работаете. К примеру, если средняя рентабельность ресторанного бизнеса 0,35, а ваше заведение получило коэффициент 0,2, то вы работаете неэффективно. Если коэффициент 0,4, то вы конкурентоспособны и действуете эффективнее большинства других заведений.
При этом рентабельность можно рассчитывать как для всей компании или предприятия, так и для конкретных направлений, цехов или видов деятельности. Главное в этом коэффициенте — это общая динамика и уровень. Если динамика положительная, то вы движетесь в правильном направлении, если отрицательная, то нужно продумать, как улучшить эффективность работы организации и сбалансировать ее работу.
Типы прибыльности
Экономисты выделяют три основных группы прибыльности:
- Рентабельность активов.
- Рентабельность инвестиций.
- Рентабельность продаж.
Существуют и другие виды прибыльности, о них мы поговорим чуть позже. Сейчас рассмотрим ключевые коэффициенты, которые используются чаще всего.
Для подсчета по активам используется простая формула R=Пч/Ва, где R — рентабельность активов, Пч — чистая прибыль, полученная компанией за конкретный период, а Ва — общая величина имеющихся активов (берется цифра за период, для которого высчитывается Пч). Получив коэффициент, вы узнаете, сколько именно прибыли могут приносить ваши активы. Он будет индикатором того, сколько прибыли смогут генерировать ваши активы за определенный период времени. Так вы сможете понять, есть ли смысл их наращивать или лучше, наоборот, избавиться от части, чтобы повысить эффективность.
Если нужно высчитать коэффициент по производственному фонду, то используется формула R=Бп/Сз, где R — рентабельность по производственному фонду, Бп — балансовая прибыль, Ср — среднее значение стоимости ПФ, оборотных средств и нематериальных активов. Здесь наблюдается прямая зависимость — чем больше прибыль, тем выше R. Соответственно, чем выше коэффициент, тем лучше предприятие управляет своим производственным фондом.
Внимание: ПФ можно разделить на оборотные и основные. Вести расчет можно по каждому типу производственного фонда, высчитывая необходимые значения и отслеживая общую динамику за определенные периоды.
Далее разберем, что представляет собой рентабельность продаж. Она показывает, какая доля прибыли содержится в каждом полученном от деятельности компании рубле. Формула экономической рентабельности по продажам схожа с рассматриваемой выше, она записывается в виде R=Пч/В, где R — рентабельность продаж, Пч — чистая прибыль, полученная за определенный срок, а В — выручка. Высчитав этот коэффициент, вы сможете проанализировать, насколько эффективна ваша политика по формированию цены на услуги или товары, нак вы контролируете расходы и издержки. Этот коэффициент затрагивает множество факторов, поэтому нужно крайне внимательно к нему относиться и грамотно анализировать. При этом снижение коэффициента не всегда связано с правильностью политики руководства компании. К примеру, продажи могут упасть из-за насыщения рынка, общего падения покупательной способности, морального устаревания товара. Это значит, что просто пришло время переключиться на что-то другое, чтобы не допустить падения прибыли, иначе перспективы у компании будут весьма туманными. Чтобы повысить коэффициент, можно снизить себестоимость выпуска продукции или же, наоборот, повысить отпускные цены, но универсального рецепта нет, все нужно рассчитывать и анализировать.
Так, повысив отпускную цену без анализа рынка, вы еще больше уменьшите объем продаж за счет того, что покупатели будут убегать к конкурентам, предлагающим аналогичные товары дешевле. Снижение себестоимости обычно проводится за счет покупки более дешевого сырья или урезания зарплат/расходов на производство, что приводит к ухудшению качества готового продукта или повышению недовольства в коллективе. Действовать резко и наобум нельзя, нужно просто постоянно следить за коэффициентами, анализировать рынок, следить за динамикой цен и затрат, заниматься маркетингом и просчетом возможных рынков.
Напоследок рассмотрим, как ищется рентабельность инвестиций. Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания расходует привлеченные инвестиции, что позволяет оценить, как быстро окупятся вложения и есть ли смысл в инвестициях в данную компанию. Здесь используется несколько другая формула: R=((Ип-Ци)/Си)*100%, где Ип — прибыль от инвестиции, Ци — цена сделанной инвестиции, а Си — стоимость инвестиции. Также можно воспользоваться формулой ((П+(Цп + Цпр))/Цпр*100%, где П означает полученную прибыль за определенный срок, Цп — цена продаж, а Цпр — цена приобретения.
Рентабельность собственного капитала
Рассматривая различные типы прибыльности нельзя обойти стороной и такой термин, как рентабельность собственного или имеющегося капитала. Ее расчет делается по классической формуле R=Пп*100%/ СК, где СК и является собственным капиталом. В результате вы сможете понять, насколько эффективно расходуются активы, насколько — собственный капитал, есть ли основания для привлечения инвестиций или оформления кредитов. Соответственно, по Рск следует также отслеживать общую динамику, чтобы понимать, насколько ваша доходность сопоставима с другими схожими компаниями и в каком направлении она движется. При этом разница между прибыльностью собственного капитала и доходами, полученными за определенный период, носит название финансовым рычагом. Его плечо указывает на то, сколько удельного веса имеется у привлеченных/кредитных средств во всем объеме имущества компании.
Итак, вы уже знаете всю необходимую информацию по теме статьи. В качестве вывода приведем универсальную формулу расчета: R=(П/Пр)*100%. В этой формуле П — прибыль, полученная от продаж или чистая, а Пр — показатель, для которого высчитывается рентабельность (выше мы показали, что они могут быть разными).