Присоединяйтесь к нашим
сообществам в социальных сетях

Обязанности PR менеджера

Автор статьи: Семенов А.В.

Большинство крупных и средних компаний общаются с внешним миром, рассказывая людям о себе, о своих мероприятиях или работе. Общением с аудиторией, СМИ и чиновниками обычно занимается PR специалист. В некоторых компаниях подобная должность предусмотрена по штату, некоторые нанимают сотрудника, чтобы выйти из сложной ситуации, привлечь клиентов или исправить пошатнувшуюся репутацию. В этой статье мы разберем, что входит в обязанности пиар-менеджера, чем он занимается на рабочем месте и кто может стать подобным специалистом.

Введение

В большинстве российских компаний PR-специалист работает в маркетинговом отделе, являясь специалистом широкого профиля. В небольших и средних компаниях он занимается рекламой и созданием стратегий продвижения, составлением маркетингового плана, продажами и пр. В крупных компаниях пиар-менеджеры проводят пресс-конференции, составляют и выкладывают тексты про работу предприятия, достигнутые успехи, встречаются с журналистами и отвечают на имеющиеся запросы.

Пиар-менеджер создает репутацию

По сути, это специалист по связям с общественностью, деятельность которого регламентируется должностной инструкцией. В его обязанности входит:

  1. Создание и внедрение стратегии по пиару компании.
  2. Создание и реализация плана по продвижению компании и ее услуг/товаров.
  3. Продвижение имеющегося бренда или торговой марки предприятия.
  4. Написание статей для журналов, создание пресс-релизов, публикация новостей в тематических СМИ и на сайтах.
  5. Создание грамотного контента для наполнения сайта или социальных сетей.
  6. Контроль за материалами конкурентов и их действиями.
  7. Проведение рекламных акций, направленных на продвижение компании, заказ рекламных материалов для раздачи партнерам.

Где искать специалиста

Российские вузы не выпускают PR-специалистов и не проводят обучение на них, но на эту должность могут претендовать журналисты, маркетологи, политологи и другие сотрудники, которые умеют работать с информацией и продвигать определенные посылы. Если вы решили нанять себе пиар-специалиста, то есть несколько вариантов, откуда вы его возьмете. Проще всего переманить сотрудника, который уже работал в консалтинговой фирме или в полноценной пиар-компании. Это оптимальный вариант, поскольку у подобного сотрудника уже есть опыт, он умеет продвигать бренды, имеет необходимые связи и навыки.

Люди, которые работали в пиар-компаниях, умеют проводить презентации и составлять пресс-релизы, общаться с журналистами и представителями СМИ, подготавливать мероприятия по знакомству с продуктом и пр. Специалисты получают навыки сбора и анализа поступающей информации, а также ее обработки. Желательно выбирать таких сотрудников, которые на прошлом месте работы занимались именно реализацией проектов, а не просто работали с информацией, но все зависит от того, кто именно вам необходим. Если человек нужен исключительно для выкладки новостей и материалов, а также для редких встреч с журналистами, то вам подойдет любой специалист.

В случае если вы ищете пиар-менеджера для проведения предвыборной кампании, то не нужно выбирать людей, которые до этого занимались проведением рекламных акций по продуктам или одежде. Подбирайте тех, кто уже работал в штабах кандидатов: они имеют соответствующий опыт, знания и навыки. Таких специалистов немного на рынке труда: они пользуются популярностью и их выкупают с расчетом на будущие выборы. Нередко в межсезонье они подрабатывают в других отраслях, чтобы не терять квалификацию, нарабатывать связи и следить за тем, чем сегодня живет рынок.

Стоит ли привлекать на должности журналиста, работающего в СМИ? Многое зависит от ваших целей. В некоторых случаях журналист может стать неплохим вариантом, особенно если вы поручаете ему связь местными СМИ и написание пресс-релизов. Но вот для организации мероприятий и обработки информации это не всегда оптимальный вариант: у него может полностью отсутствовать опыт проведения, да и журналистов нередко не любят представители крупного и среднего бизнеса, чиновники и обычные люди.

Грамотный менеджер всегда найдет работу

Проведение собеседования

Перед тем как принимать специалиста на работу, необходимо провести с ним собеседование и определить его навыки. Обычно собеседование проводят специалисты отдела кадров или человек, которому он будет непосредственно подчиняться. В процессе собеседования вам необходимо выяснить следующие детали:

  1. Какой реальный опыт есть у кандидата, какие кейсы он реализовывал в своей работе.
  2. Умеет ли человек выстраивать диалог, умеет ли он слушать и отвечать на заданные вопросы.
  3. Возможно ли проявление инициативы со стороны соискателя, насколько он активен и деятелен.
  4. Умеет ли человек отвечать за свои решения, способен ли он их принимать и сколько времени ему нужно для принятия решения.
  5. Как кандидат себя позиционирует и отвечает ли он этому.
  6. Умеет ли сотрудник грамотно говорить и писать, сможет ли он самостоятельно составлять пресс-релизы и работать со СМИ.
  7. Разбирается ли специалист в компьютерных программах, соцсетях, продвижении.
  8. Есть ли у работника стремления, может ли он решать поставленные перед ним задачи максимально эффективно.

Внимание: на собеседовании можно рассказать сотруднику о тех задачах, которые вы хотите решить (если они не являются секретными), и предложить составить стратегию их решения.

Уточните, как именно соискатель планирует их решать, какие действия для этого он совершит, что ему понадобится. В идеале кандидат должен предложить по 2–3 пути решения каждого вопроса и построить стратегию буквально за 3–5 минут. В целом для проведения полноценного собеседования достаточно 15–20 минут, после чего вы сможете составить детальное мнение о человеке.

PR для руководителя

Рассматривая обязанности PR менеджера, необходимо четко понимать, с чем ему нужно будет работать. Есть два варианта: пиар для компании (то есть специалист работает конкретно для всей компании, продвигает ее, улучшает репутацию и стоимость бренда) и пиар для руководителя. Вполне вероятно, что вам понадобится два и более специалиста: один будет работать конкретно с начальником, второй заниматься делами компании. В крупных компаниях может быть полноценный PR-отдел, который будет заниматься всем и сразу. Если компания не может позволить себе качественных специалистов или не хочет вводить их в штат, чтобы не платить налоги, страховки и не обеспечивать рабочие места, то вполне можно обратиться в PR-агентство, которое будет выполнять для вас определенные виды работы.

Рассмотрим, с какой целью нанимают специалистов в помощь к руководителю. Как правило, их берут в тех случаях, когда директор не умеет давать интервью, не хочет посещать различные семинары и мероприятия. Возможно, руководителю не нравятся подобные встречи или он просто является интровертом и не хочет проводить пресс-конференции, и он нанимает себе помощника. Если вы нанимаете себе помощника, то обязательно работайте с ним напрямую, а не через секретаря или третье лицо. Он подскажет вам, как правильно себя вести, какую стратегию поведения строить, как разговаривать с людьми, что говорить и что не говорить.

PR-менеджер работает напрямую с руководителем

Если цель — собственный пиар, то специалист организует вам пресс-конференции и встречи с журналистами, на которых вы ответите на их вопросы. Он поможет составить стратегию продвижения, проведет нужные интервью, разместит на порталах информацию, чтобы люди, которые будут искать упоминания о человеке, натыкались на нужные статьи. В целом это работа не на один месяц: создание позитивного имиджа может занимать месяцы и годы, особенно если человек является «спорным» и был замечен в серых/черных делах.

Если специалист работает с руководителем, то он должен сделать для него портфолио, организовав фотосессию. Нужно сделать несколько (с десяток) снимков для разных ситуаций и с разных ракурсов, чтобы можно было рассылать их в СМИ, вкладывать в пресс-релизы, продвигать через государственные издания и пр. Здесь необходимо понимать, что и где будет публиковаться. Так, снимки в домашней обстановке делают для глянцевых изданий, портреты выкладывают для собственных сайтов и официальных новостей, рабочие фото обычно делают для коллег и партнеров. Важно правильно выдержать образ, чтобы не казалось, что руководитель является рубаха-парнем или, наоборот, самовлюбленным барином, поэтому заранее продумайте и обговорите все вопросы.

Если руководителю предстоит провести пресс-конференцию, то PR-специалист составляет стратегию поведения и разговора, рассматривает, какие вопросы будут заданы и как на них нужно отвечать. Он подготавливает начальника к работе с прессой, правилам поведения с журналистами. Он рассказывает о том, что нужно говорить, что не нужно говорить, когда нужно пошутить, когда быть серьезным и пр. Если руководитель не умеет выступать на публике, то он обучает его, организует массовку, рассказывает о допущенных ошибках и методах их недопущения.

Кто может стать PR-менеджером и сколько он получает

Обычно должностная инструкция PR менеджера составляется отделом кадров или руководителем на основании тех задач, которые специалист будет решать на предприятии. Если говорить об уровне зарплат у менеджеров, то точные суммы назвать сложно. В крупных городах средние специалисты получают по 30–40 тысяч рублей, хорошие по 60–100 тысяч рублей и более. В небольших городах найти работу сложновато, поэтому такие специалисты обычно устраиваются в госкомпании и предприятия, освещая их деятельность.

Если говорить о профессионалах, то уровень их зарплаты может быть значительно выше 100 тысяч рублей. Команда, которая выводит депутата в Думу, может получать по нескольку миллионов рублей за 3–4 месяца работы, то подобные специалисты — штучный товар, и они обычно переходят из рук в руки.

Если говорить об образовании и опыте, то в госкомпании нередко набирают специалистов, которые окончили факультеты маркетинга, филологов, рекламы и пр. Они набираются опыта, заводят нужные связи и уходят в бизнес, потому что в бюджетной сфере зарплаты довольно низкие (от 15 до 25 тысяч рублей). Люди с опытом могут получать в 2–3 раза больше, но все зависит от того, чем именно они занимаются и где.

Внимание: нередко успешные PR-менеджеры, набравшись опыта и связей, открывают свое агентство и оказывают услуги аутсорсинга. В бизнесе можно заработать в 2–3 раза больше стандартной ЗП, но все зависит от ваших умений и навыков.

Большим плюсом для пиар-менеджера будет знание английского языка, основ анализа, офисных программ и работы с компьютером. Вам также нужно заводить необходимые знакомства с журналистами, редакторами, представителями СМИ, чтобы без проблем печататься в изданиях и проводить конференции. Стать хорошим специалистом непросто, но если вы заслужите себе имя, то зарплаты и гонорары у вас будут выше рыночных.

Оставить отзыв

Adblock
detector