Формула расчета рентабельности продаж

Для того чтобы узнать насколько результативно в финансовом плане работает предприятие, необходимо рассчитать коэффициент рентабельности его продаж. Данный параметр позволит вам понять, какую часть от общей выручки компании занимает прибыль и оценить его эффективность. Формула рентабельности продаж может быть разной — все зависит от имеющихся данных и способа подсчета. Давайте разберемся, как правильно считать и что она показывает.

Вводная информация

Рентабельность продаж, по сути, является маржей прибыли. Эта характеристика позволяет рассчитать эффективность работы предприятия и его ценообразования. Показателей окупаемости может быть несколько. Их рассчитывают с целью определения необходимой информации о деятельности компании: размера его фондов, капиталов, персонала и др. После того как данные показатели будут собраны, можно будет сделать вывод касательно рентабельности и ценности предприятия.

Общая формула рентабельности продаж

Сама по себе формула рентабельности продаж еще ни о чем не говорит

Ниже мы приведем три варианта, при помощи которых рассчитывается коэффициент рентабельности. Но следует понимать, что одно найденное значение еще ничего не значит. Необходимо найти все три показателя, и на их основе делать глубокий анализ эффективности работы компании.

Как проводится анализ рентабельности

Коэффициент рентабельности это, по сути, маржа прибыли. Обозначим его К(рп). Данный коэффициент показывает, сколько процентов в прибыли (валовой или чистой) занимает выручка. То есть сколько получает организация с каждой единицы проданной продукции. Если К(рп)=15%, то это означает что на 1 рубль предприятие получает 15 копеек прибыли (или на 100 долларов — 15 прибыли).

Обратите внимание: К(рп) — всего лишь один из десятков показателей. Нельзя делать каких-либо выводов об эффективности или рассчитывать перспективность инвестиций в компанию, зная только лишь его.

Для подсчета этого параметра есть три формулы расчета рентабельности продаж. В них всегда одинаковый знаменатель, который показывает значение выручки, а вот числитель может меняться. Зная нужные значения, можно посчитать коэффициент для всей отрасли, крупных корпораций или же небольшой организации. В большинстве случаев для подсчета вам будет достаточно бухгалтерской формы №2.

Как может меняться коэффициент рентабельности

Для того чтобы понять, что такое маржа прибыли, как она подсчитывается, что показывает и как может меняться в разных ситуациях, приведем несколько примеров. Коэффициент может расти:

  1. Если выручка (В) постоянно увеличивается, а расходы предприятия падают (вследствие оптимизации или по другим причинам). Коэффициент будет расти, если предприятие меняет ассортимент выпуска продукции или увеличивает размер продаж. Падение расходов обычно происходит за счет эффективного управления: уменьшение энергозатрат, улучшение работы и логистики. Но при анализе необходимо учитывать не одномоментный рост, а изучить поведение коэффициента за определенный временной интервал. Это поможет вам вывести среднее значение.
  2. Расходы (Р) и выручка (В) уменьшаются. Коэффициент будет расти, если Р уменьшается быстрее В. Такая ситуация часто возникает при повышении цен на продаваемую продукцию. Благодаря этому можно искусственно повысить коэффициент для отчетности, но общая картина остается неблагоприятной. Выходом из положения может стать глобальный пересмотр ценовой политики и эффективности предприятия, так как падение значения В имеет исключительно отрицательное значение.
  3. Высокий рост выручки и медленный рост расходов. Здесь также необходимо изучить информацию за длительный период. Если коэффициент растет динамично, то предприятие движется в нужном направлении. Рост может быть причиной правильного уменьшения расходов, повышения цен на продукцию или изменение ассортимента.
Как рассчитать рентабельность продаж компании

Рентабельность продаж может расти искусственно

Теперь разберем почему коэффициент может падать. Снижение рентабельности продаж показывает, что у предприятия есть определенные проблемы. Такая ситуация возникает, если:

  1. Выручка (В) и расходы (Р) растут. При этом Р растет быстрее, чем В. В такой ситуации необходимо проанализировать все расходы и оптимизировать их. Обычно причиной подобного становится рост себестоимости продукции (увеличение налогов, арендной платы, коммунальных услуг).
  2. Выручка падает быстрее, чем уменьшаются расходы. Опять же, такая ситуация не является критической. Она может возникнуть в том случае, если компания занимается перепрофилированием, снижает уровень производства, сокращает присутствие в регионе. Если падение выручки произошло спонтанно, то это говорит о недоработках.
  3. Рост расходной части при снижении выручки. Подобная ситуация возможна при резком замене ассортимента выпускаемой продукции или необоснованно увеличенных расходах.

Из вышеперечисленного можно сделать один вывод — полностью доверять текущему коэффициенту нельзя. Имеющуюся информацию нужно изучать комплексно, ориентируясь и на другие показатели. Для того чтобы исправить маржу, можно:

  1. Пересмотреть политику управления расходами и ассортиментом компании.
  2. Задуматься о политике ценообразования на продукцию.

Рентабельность продаж также может меняться за счет возникновения новых конкурентов, повышения коммунальных платежей, сезонного изменения спроса и инфляции.

Читайте также:  Что такое цессия простыми словами

Формулы

Как рассчитать рентабельность продаж предприятия? Для этого нужно знать несколько ключевых значений. Есть три формулы подсчета.

Рентабельность продаж показывает эффективность предприятия

Всегда считайте коэффициент рентабельности за продолжительный период, а не в текущий момент

1 способ

Первая формула подразумевает под собой, что расчет рентабельности будет проводиться не на текущий момент, а за определенный временной отрезок. Получив несколько значений, нужно посмотреть на общую тенденцию и только после этого давать какую-либо оценку работе компании. Данная формула записывается как К(рп)= 100%*ЧП/В.

Обратите внимание: К(рп) здесь — коэффициент по чистой прибыли, ЧП — чистая прибыль, полученная от продажи, а В — выручка.

Посчитав коэффициент за определенный период, можно определить:

  • насколько грамотными и профессиональными были принимаемые решения;
  • есть ли у предприятия проблемы или оно движется вперед;
  • насколько эффективно расходуются ресурсы.

Данное значение может плавать из-за увеличения/падения прибыли, сокращения/расширения продаж и др. Главной целью исследования является нахождение проблемы — из-за чего коэффициент рентабельности падает и как этого избежать. При этом данный показатель может падать по аргументированным причинам: изменение ассортимента, выход на новые рынки, открытие новых производственных мощностей, модернизация.

2 способ

Вторая формула позволяет найти интервал между выручкой и себестоимостью продукции. Он рассчитывается от валовой прибыли, а не чистой, как в первом случае: К(рпв) = 100%*ВП/В.

Здесь К(рпв) — маржа валовой прибыли, ВП — валовая прибыль, В — выручка.

3 способ

Третья формула позволяет найти рентабельность согласно доходам от основных видов деятельности: К(оп)=100%*П/В, где К(оп)- операционная рентабельность, П — валовая прибыль, В — выручка. Как видите, формулы достаточно похожи друг на друга, и показатель выручки везде общий.

Нормативного значения рентабельности продаж не существует. В каждой сфере свои коэффициенты и своя рентабельность. Нужно исходить из того, что у компаний есть цикл оборота, и чем выше это значение, тем больше будет маржа прибыли. Если предприятие быстро оборачивает вложенные средства, то коэффициент будет ниже (при прочих равных условиях).

Формула расчета рентабельности может быть разной

Изучив маржу прибыли, вы можете понять, куда «утекают» деньги

Для чего все это нужно

Зачем нужно считать рентабельность, если вы не являетесь владельцем? Причин может быть несколько. По сути, рентабельность — продаж это показатель окупаемости организации. Если вы хотите инвестировать, то нужно знать этот коэффициент. Если вы собираетесь заняться таким же видом бизнеса, то нужно знать этот коэффициент. Хотите оценить риски — вам поможет показатель рентабельности продаж. Но помните, что маржа — это не показатель эффективности.

Интересное по теме:

Оставить комментарий

6 − 1 =