Присоединяйтесь к нашим
сообществам в социальных сетях

До половины предприятий общепита и сферы услуг не доживут до осени

Автор статьи: Семенов А.В.

В Московском центре урбанистики провели исследование рисков закрытия предприятий общепита и сферы услуг столицы. Специалисты разработали несколько сценариев: согласно самому оптимистичному, к концу лета закроются чуть более 8% компаний, а по самому пессимистичному — до 56%. Базовый сценарий предусматривает прекращение деятельности 27% организаций данного сегмента. Представители компаний и профильных организаций в целом согласны с такими оценками.

Влияние коронавируса на экономику

Прогноз для непоколебимых оптимистов

Чтобы такой сценарий стал реальностью, экономическая активность должна вернуться к доковидному уровню уже в июне, а доходы в течение ближайших двух кварталов не должны падать. Также важными условиями является оперативное снижение требований Роспотребнадзора, ощутимое увеличение программ государственной поддержки и массовая готовность арендодателей идти навстречу арендаторам.

Если все это воплотится в жизнь, то в столице закроется только 8% кафе, ресторанов, предприятий сферы услуг, что составляет до 2 600 компаний. Останутся без работы около 19 000 человек, задействованных в данном секторе экономики столицы. Но, к сожалению, вряд ли можно ждать совпадения всех указанных условий.

Оценка ситуации для реалистов

Наиболее вероятное развитие событий предполагает, что рынок сферы услуг Москвы уже в ближайшие месяцы покинут свыше 27% организаций, работу потеряют около 58 000 сотрудников. В зоне риска закрытия около 9 000 компаний.

Это наиболее вероятно, если уровень господдержки не изменится, покупательская активность летом будет примерно на уровне 2/3 от доковидных показателей, а доходы граждан во II–III кварталах снизятся не более чем на 7%.

Как может выглядеть катастрофа

Исследователи полагают, что если открытие организаций сферы услуг и общепита затянется до конца июля на фоне падения доходов населения на 7–9%, то мы увидим негативный сценарий. В случае, если доходы упадут уже на 9–10% за II–III кварталы, а предприятия не начнут полноценно работать до конца года, то не заставит себя ждать катастрофическое развитие событий для отрасли.

В первом случае отрасль сократится на 39% (12 700 организаций), потеряют работу до 84 600 человек. Во втором случае в зоне риска закрытия 56% организаций (более 18 000), свыше 124 000 сотрудников потеряют работу.

Кому труднее всех

Бьюти-индустрия, общепит и фитнес-индустрия защищены хуже всех. Кафе и рестораны, как правило, снимают хорошие помещения в местах с высокой проходимостью, часто — в центре. Как раз владельцы такой недвижимости менее всего сейчас склонны идти на уступки. Кроме того, кафе и рестораны продают не только еду, но и атмосферу. Если престижный ресторан начинает смахивать на ковидный обсерватор со специальной рассадкой, персоналом в масках и т. д., то часть клиентов предпочтут поесть дома.

Московская бьюти-индустрия включает большую долю франчайзинговых сетей, у которых намного меньше шансов пережить кризис, чем у нескольких салонов под управлением одного владельца.

Предприятия бытовых услуг (химчистки, ремонт обуви, ателье и т. д.) имеют больше шансов выжить: обычно они снимают маленькие помещения в ТЦ, цокольных этажах или подвалах.

Как удержаться на плаву

Специалисты обращают внимание на то, что важную роль в экономической устойчивости каждой отдельной компании играет сейчас гибкость менеджмента и умение находить подходящие ситуативные решения.

Удержаться на плаву помогут личные договоренности с арендодателями, поиск новых источников доходов для компании, например, путем внедрения новых услуг.

Для общепита некоторым подспорьем может оказаться доставка, но представители отрасли обращают внимание на то, что ее не стоит переоценивать.

Важен и еще один нюанс: сейчас нужно здраво оценивать свои силы. Иногда лучше вовремя свернуть бизнес, чтобы затем открыть новый успешный проект, чем месяц за месяцем проваливаться в финансовую пропасть.

Хотя, конечно, любому владельцу такие решения даются непросто.

Оставить отзыв

Adblock
detector