Присоединяйтесь к нашим
сообществам в социальных сетях
Задать вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации специалиста?
Консультации юриста по России
8 800 333-45-16 доб 595
Звонок по России бесплатный
8 499 703-05-89
По Москве и Московской области
8 812 429-73-19
По Санкт-Петербургу и области

Должностная инструкция маркетолога

Специальность маркетолога имеет довольно короткую историю, но очень быстро развивается. Ещё совсем недавно, каких-то сто лет назад маркетинг относился к рекламе. И только в начале двадцатого века был выделен, как отдельная специализация.

Поскольку эта профессия довольно-таки новая для России, должностные обязанности маркетолога могут сильно отличаться в различных компаниях. В статье мы рассмотрим стандарты, которые установила Российская ассоциация маркетинга.

должностные обязанности маркетолога

Основные обязанности

Большое количество людей даже не представляют, что это за профессия, маркетолог. Некоторое представление о профессии можно составить, если узнать, что представляют собой функции маркетолога. Итак, основные обязанности:

  • исследование рынка;
  • взаимодействие с клиентами;
  • изучение конкурентов;
  • наработка клиентской базы;
  • поиск новых тенденций;
  • финансовая аналитика.

Рассмотрим более подробно, каждую из этих функций.

Исследование рынка

Изучение рынка сбыта, пожалуй, одна из важнейших функций.

Необходимо быть в курсе всех колебаний на рынке и уметь быстро подстроиться под любые изменения. Это связано, прежде всего, с тем, что если компания не в состоянии быстро реагировать на изменения рынка, то она неизбежно будет терпеть убытки и сдавать свои позиции конкурентам.

Основными инструментами, которые позволяют маркетологу справляться с данной функцией, являются средства массовой информации, изучение предложений конкурентов и общение с конечным потребителем продукции. Кроме того, что необходимо собрать эти данные, нужно уметь их правильно проанализировать и применить полученные результаты на предприятии.

Взаимодействие с клиентами

Общаться с клиентами крайне важно. Должностная инструкция маркетолога обязательно должна включать в себя данный пункт.

Только общаясь с людьми, которые являются потребителями продукции предприятия или компании можно выявить недостатки и недоработки. Взаимодействие с клиентами позволяет ответить на несколько важных вопросов:

  • почему приобретается именно этот товар;
  • мотивы покупки именно этого товара;
  • почему именно товар вашего предприятия;
  • недостатки товара;
  • интересны ли клиентам дополнительные услуги.

Таким образом, это общение позволит выявить побудительные мотивы ваших клиентов при покупке товара и решить, что вас отличает от конкурентов. Кроме того, отвечая на ваши вопросы, клиенты выскажут и своё недовольство, и критику, что позволит вам стать ещё лучше.

Читайте также:  Должностная инструкция старшего кассира

должностная инструкция маркетолога

Изучение конкурентов

В первую очередь следует обращать пристальное внимание и постоянно «мониторить» цены на аналогичную продукцию у конкурентов. Нужно точно знать, в чём и чем ваши конкуренты лучше вас. И, наконец, один из главных вопросов – почему клиенты идут к ним, а не к вам.

В целом изучать конкурентов достаточно просто. Наличие сайтов компании, групп в социальных сетях позволяет без особых проблем изучить и цены и продукцию и даже мнения покупателей о компании конкурентов.

Наработка клиентской базы

Одной из функций, которую выполняет специалист по маркетингу, является поиск новых заинтересованных продукцией покупателей. Кроме поиска покупателей, маркетолог ищет новые сегменты рынка или даже новый рынок для реализации продукции или услуг компании.

Все эти сведения крайне важны, например, для проведения рекламных кампаний. Особенно если в стратегических планах предприятия есть охват новой целевой аудитории.

Для того, чтобы получить новых клиентов, необходимо выявить их потребности – собственно в этом и заключается данная функция маркетолога.

Поиск новых тенденций

Поиск нового – это всегда забота маркетинга. Необходимо выявлять потребности клиентов и реализовывать их на практике. Например, расширять географию доставки или увеличить время работы своего офиса. Собственно любые меры, которые помогут удовлетворить больше потребностей клиентов и относятся к этой функции.

Финансовая аналитика

Работа с деньгами также относится к функциональным обязанностям человека, который занимает должность маркетолога. Хороший специалист в области маркетинга может рассчитать оборот фирмы, рынка или конкурентов.

Проводя аналитику, следует выделять такие моменты:

  • динамические колебания на рынке;
  • развитие конкурентов;
  • доходы по различным рыночным сегментам;
  • доход и прибыл в перерасчёте на товарную единицу, выпускаемую предприятием.

Анализ финансов возможно и не является основной функцией данного специалиста, но является важной частью работы, которая входит в обязанности интернет-маркетолога.

обязанности интернет-маркетолога

Необходимые знания и способности

На основе сбора и анализа данных, связанных с основными рабочими обязанностями, маркетолог составляет план стратегического развития предприятия. Для того, чтобы справляться со своими обязанностями, специалист на данной должности должен обладать следующим набором знаний и умений:

  • умение анализировать конкурентоспособность предприятия;
  • уметь отследить динамику цен на выбранную группу товаров;
  • составление отчётов по аналитике;
  • знание инструментов по исследованию рынка и умение их правильно применять;
  • уметь отслеживать способность покупателей совершать покупки;
  • проработка стратегии увеличения продаж.
Читайте также:  Должностная инструкция продавца консультанта

Кроме знаний и умений, маркетологу необходимо обладать и определёнными способностями.

  1. Аналитический склад ума. Наличие аналитических способностей предполагает умение анализировать полученные данные, правильно распоряжаться и распределять выделенный на рекламу бюджет, умение сравнивать и выбирать наилучший вариант и, наконец, установка причинно-следственных связей в том, как ведут себя клиенты.
  2. Быть профессионалом. Это значит, что необходимо постоянно совершенствоваться и быть в курсе всех актуальных на данный момент методах маркетинга, разбираться в технологиях продаж, знать основы финансовой экономики, психологии и социологии.
  3. Обладать инициативностью. Для того, чтобы правильно подать полученные в ходе сбора и анализа информации знания, необходимо уметь сформулировать и выдвинуть предложения по улучшению бизнеса.
  4. Быть ответственным человеком. Маркетолог несёт ответственность, по сути, за стратегию развития предприятия. От правильности и своевременности поданной им информации во многом зависит успешность всего предприятия.
  5. Быть грамотным человеком, для того, чтобы на должном уровне общаться и с клиентами, и с руководством компании.
  6. Постоянно заниматься саморазвитием и быть эрудированным человеком.
  7. Быть гибким в своей работе и уметь находить общий язык с самыми разными людьми.

Резюме

Несмотря на то что профессия маркетолога у нас в стране ещё не достаточно хорошо известна, она очень востребована на рынке труда. Умение правильно проработать рекламную стратегию, направленную на целевую аудиторию – один из важных аспектов работы маркетолога.

Подбирая сотрудника на эту должность, следует очень тщательно подходить к выбору. По сути, от этого сотрудника напрямую зависит будущее вашей компании.

Добавить комментарий