Что будет с доходами бьюти-индустрии после карантина
Автор статьи: Судаков А.П.
Индустрия красоты попала в топ пострадавших областей экономической деятельности уже с начала апреля. Что ждет эту сферу после отмены самоизоляции? Какие факторы будут оказывать решающее влияние и какие тренды очевидны уже сейчас?
Салоны красоты перестали работать повсеместно, но рано или поздно часть из них откроется и на развитие ситуации будут влиять несколько факторов:
Содержание
1. Отложенный спрос
Элементарная стрижка – за редкими исключениями услуга первой необходимости. Так что как только карантин снимут, люди массово отправятся в салоны, чтобы привести себя в порядок.
Другие салонные процедуры тоже будут пользоваться повышенным спросом в первый месяц отмены самоизоляции.
Так что, несмотря на сложную ситуацию сейчас, у некоторых компаний есть шанс увеличить свою прибыль в перспективе нескольких месяцев. Потом эффект отложенного спроса пойдет на спад и в дело вступят другие факторы.
2. «Парадокс губной помады»
Хорошо известный всем маркетологам эффект, доказанный на примере ряда экономических потрясений: траты на бьюти-практики сохраняются даже в условиях тотальной экономии. Ведь это именно то, что позволяет поддержать свое психологическое состояние в сложные времена, когда серьезные траты на необязательные статьи расходов вроде досуга и туризма откладываются на неопределенное время. Вроде бы помада – не средство первой необходимости, но ее покупка – доступный способ быстро приподнять себе настроение. В той или иной мере этот эффект обязательно проявит себя в пост-коронавирусной индустрии красоты.

3. Падение доходов населения
К сожалению, кризиса и массового снижения доходов нам избежать не выйдет. Этот фактор будет влиять на абсолютно все сферы бизнеса, так что индустрия красоты тут не исключение. Люди будут экономить. Кто-то будет переходить в эконом-сегмент, чтобы получить тот же набор услуг, кто-то – урежет количество бьюти-процедур.
Как ни парадоксально, но можно предположить, что меньше всего уязвимы заведения премиум-класса.
Состоятельные клиенты вряд ли пострадают от кризиса настолько, что начнут отказываться от основных привычек, а бьюти-практики относятся именно к ним.
4. Увеличение количества частных мастеров
Уже сейчас фиксируется резкий рост количества мастеров, приезжающих к клиенту или ведущих прием у себя. Это, пожалуй, единственный способ сохранить хоть какие-то доходы для специалистов индустрии. Спрос тоже подскочил. Очевидно, что провести дома можно далеко не все салонные процедуры. Но часть – можно. Особенно в эконом-сегменте. После выхода из карантина заметная доля клиентов, опробовавших услуги на дому, продолжат ими пользоваться и далее. Тем более что мастер, не обремененный обязанностью оплачивать аренду помещения, может гибко подходить к своему ценообразованию. Это несомненное конкурентное преимущество в кризис.
Что в итоге?
Итак, наиболее вероятный вариант развития событий в индустрии красоты в среднесрочной перспективе таков: после отмены карантина люди массово начнут посещать салоны, благодаря чему получится наверстать часть убытков, вызванных длительным простоем. Затем ситуация относительно стабилизируется: подталкивать ее вверх будет эффект губной помады, а тянуть доходы салонов вниз – снижение доходов домохозяйств.
Важную роль в этих процессах будет играть глубина кризиса, а также его продолжительность.
При этом количество организаций в бьюти-сфере сильно уменьшится – заметная часть заведений вряд ли сможет открыться после окончания пандемии. Зато увеличится количество частнопрактикующих мастеров и спрос на их услуги.